Комплекс аналитических, исследовательских и проектных работ, который является основой для установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ.
Кто должен проводить и инвентаризацию источников выбросовИнвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии).
Основания для проведения инвентаризации источников выбросов и ее корректировкиИнвентаризация стационарных источников и выбросов в атмосферный воздух проводится хозяйствующими субъектами на основании статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (далее - Приказ № 871).
ВАЖНО! Если инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утверждена до вступления в силу Приказа № 871 (вступил в силу 01.03.2022 г.), то такая инвентаризация подлежит корректировке и должна быть оформлена в соответствии с требованиями нового Порядка и утверждена в срок не позднее одного года со дня вступления в силу Приказа № 871.Инвентаризация стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через 2 (два) года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию.
Зачем нужна инвентаризация стационарных источников и выбросов в атмосферный воздухОтчет о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является одним из основных экологических документов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Данные и инвентаризации источников выбросов используются при:
- определении категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС);
- разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ);
- разработке проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
- разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК);
- расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- составлении / формировании экологической отчетности.
Когда необходимо проводить корректировку инвентаризации источников выбросовКорректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств:
- изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
- изменение объемов производства;
- замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов (фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели);
- реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
- выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;
- изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
ВАЖНО! Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее 1 (одного) года со дня возникновения обстоятельств.Административная ответственностьАдминистративная ответственность за отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (КоАП РФ Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха):
- должностные лица: от 40 000,00 до 50 000,00 рублей;
- индивидуальные предприниматели: от 30 000,00 до 50 000,00 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- юридические лица: от 180 000,00 тысяч до 250 000,00 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Профессиональная команда разработчиков ООО «ЕКОМС» имеет стаж и опыт свыше 20 лет в области проектирования и нормирования в сфере природопользования. За годы успешной работы команды проведено свыше 500 обследований промышленных объектов и инвентаризаций стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.